Осторожно, переезд!
Переезд из одного офиса в другой — проблема для всех компаний.
Кроме тех, кто делает на этом деньги. В условиях кризиса спрос на
услуги по перемещению материальных ценностей с места на место может
вырасти в разы. Вот только пожинать плоды будут, похоже, не
профессиональные, а «серые» муверы.
С формальной точки зрения рынок мувинговых услуг в России давно уже
отпраздновал свое десятилетие. Вот только цивилизованный его сегмент
так и не стал серьезной силой. Рекламные газеты до сих пор пестрят
объявлениями в духе «Газели. Грузчики. Недорого». Услуги именно таких,
«народных» перевозчиков пользовались накануне Нового года ажиотажным
спросом. В середине декабря наш корреспондент полдня потратил на звонки
представителям демократического крыла на рынке услуг мувинга. Более чем
в половине случаев телефоны были постоянно заняты. Если же все-таки
удавалось дозвониться до оператора (зачастую совмещающего обязанности
секретаря, бухгалтера, а то и заместителя гендиректора), на том конце
провода просили «перезвонить позже» — или сразу же сообщали, что на
ближайшие три–пять дней заказы уже не принимаются.
Согласно легенде корреспонденту срочно, в течение недели, требовалось
перевезти небольшой офис из одной арендованной каморки в другую, для
чего хватило бы одной «газели» и двух грузчиков. Но лишь в трех
компаниях из более чем двух десятков согласились уложиться в этот срок,
потребовав надбавку к оплате за срочность. В остальных же фирмах
советовали подождать до конца каникул, поскольку «более крупные заказы
расписаны на месяц вперед».
В профессиональных мувинговых компаниях фиксируется меньший (в
количественном отношении) объем заявок. Но и в этом сегменте активность
клиентов на фоне кризиса возрастает. Разве что вместе с этой самой
активностью падает фактическая платежеспособность: в другие офисы
российские фирмы переезжают не от хорошей жизни. Участники рынка
мувинга рассчитывают заработать на «кризисных» переездах, но признают:
в чистом выражении их доходы окажутся не слишком впечатляющими. У
клиентов проблемы с наличностью, что помогает «серым» перевозчикам
перехватывать все большее число заказов.
Культура профессиональных переездов в России приживается c трудом. В
США ассоциация транспортных компаний, помогающих гражданам и
предприятиям при переездах, появилась еще в 1938 году. У нас же такой
организации нет до сих пор. Рынок все еще весьма разнороден. Здесь
действуют как кустари-одиночки с мотором, владеющие одной «газелью»,
так и солидные международные компании с приличными офисами и мощным
штатом сотрудников. Спросом пользуются услуги и тех и других. Вот
только переориентация в сторону профессионалов происходит крайне
медленно.
— Если в 2003 году доля новоселов, прибегающих к услугам
профессиональных перевозчиков, составляла 0,5% от общего количества
переезжающих, то сегодня можно говорить о 2%, — делится своими оценками
директор по маркетингу компании «Деликатный переезд» Татьяна Громак.
— В сегменте корпоративных заказчиков, конечно, цифры другие. Можно
утверждать, что примерно 50–60% предприятий переезжают с
профессиональными мувинговыми компаниями.
Не случайно серьезные муверы ориентированы преимущественно на
корпоративные нужды. Да и экономика тут иная. Директор по развитию
компании «Курье.ру» Марат Абдулин
утверждает, что квартирные переезды требуют высоких трудозатрат, тогда
как доходность при выполнении таких заказов не превышает 10%. Хуже
того: почти вся прибыль уходит на содержание офиса, постоянного штата
работников и обслуживание техники. Зато переезды офисные, по оценкам Абдулина, приносят доход на уровне 30%, что обеспечивает рентабельность с учетом постоянных издержек в 10–12%.
На этом фоне «серые» перевозчики заметно выигрывают, ведь их постоянные
затраты нередко сводятся к оплате мобильного телефона, в крайнем случае
— к выплате кредита, взятого на покупку «газели». К тому же такие
игроки не брезгуют никакими заказами, за что и получают законную
премию. Разумеется, до крупных и солидных клиентов таким перевозчикам
не добраться. Тем более что многие из них работают без всякой
регистрации. Зато частные лица и небольшие предприятия охотно
пользуются их услугами. Цена ниже, а качество в ряде случаев вполне
сопоставимо. Зачастую такие неформальные мувинговые фирмы организуют
выходцы из крупных компаний-перевозчиков, знакомые с культурой
профессионального переезда и базовыми правилами оказания качественных
услуг.
Выбор в пользу «правильных» перевозчиков корпоративный клиент делает
лишь в том случае, когда принципиальную роль играют ценность
перевозимого груза и необходимость уложиться точно в срок. Главное, что
профессиональный мувер внятно формулирует свою ответственность в
полноценном договоре. А это по нраву крупным, солидным клиентам. По
данным Марата Абдулина,
стоимость услуг профессиональной компании-перевозчика, как правило, не
превышает 10% от стоимости имущества. В итоге многие заказчики
предпочитают заплатить чуть больше, получив гарантии сохранности
перевозимых документов, оборудования и мебели.
По логике вещей, сегодня, когда из-за кризиса тысячи российских
компаний вынуждены менять место дислокации, спрос на профессиональные
мувинговые услуги должен вырасти в разы. Но представители «белого»
крыла этого рынка уже вынуждены признать: переезжающие стараются
экономить по максимуму. А потому, внимательно ознакомившись с
прайс-листами, заказчики все чаще вежливо благодарят и прощаются, чтобы
тут же отправить секретаря за рекламной газетой или в недра Интернета,
где и обнаруживаются искомые «газели» и грузчики». Причем недорого.
Недавно переезд затеяли в компании Praedium, действующей на рынке
недвижимости. Менеджмент решил все сделать «по уму», организовав тендер
среди мувинговых фирм, выбранных как по рекомендациям, так и просто в
Интернете. «Мы уже имели опыт переезда в прошлом, поэтому нам
достаточно легко было сориентироваться в «водовороте» мувинговых
компаний с точки зрения соотношения «цена — качество» и выбрать именно
ту фирму, которая подходила нам по срокам, плану переезда и,
безусловно, по стоимости», — говорит директор административного блока
Praedium Екатерина Пазяк.
По ее словам, ключевыми параметрами стали адекватность предложения в
части плана переезда, технические возможности подрядчика реализовать
его, а также готовность подписать договор, фиксирующий обязательства
сторон и стоимость оказываемых услуг. В итоге, несмотря на
незначительные накладки и задержки, все прошло вполне благополучно.
«Переезд завершился по графику. Ни одна тумбочка, ни одна компьютерная
мышь, не говоря уже о фикусах, не были утрачены, — улыбается Екатерина.
— В результате офис приступил к работе без значительных потерь».
Вот только компаний, готовых прибегнуть к помощи профессиональных
муверов, с каждым днем становится все меньше. Директор по развитию
бизнеса международной мувинговой компании IMW Яна Ишутина
признается: российские предприятия, пострадавшие в результате кризиса и
вынужденные менять «прописку», все чаще склоняются к организации
переезда своими силами. В итоге главными клиентами крупных перевозчиков
остаются лишь серьезные (в том числе международные) компании,
исповедующие жесткие корпоративные стандарты и не рискующие опускаться
до вызывающих сомнения предложений — несмотря на бросовые цены.
«Человек, всю жизнь пользовавшийся парфюмом от Dior, может однажды
попробовать «Красную Москву». Но затем он все равно вернется к Dior, —
полагает Яна Ишутина. — Разве что организации, прежде
планировавшие переезды в более высококлассные помещения, вынуждены
сегодня отказываться от этих планов, что приводит к снижению спроса на
услуги мувинговых компаний». Да и директор по развитию бизнеса Ace
International Moving Анастасия Симонова подтверждает: особого влияния на рост числа заказов кризис пока не оказал: «Работаем в штатном режиме».
«Прежде, — говорит руководитель по работе с корпоративными клиентами компании Blackwood Алла Глазкова,
— в условиях стремительного экономического развития и расширения штата
сотрудников, компании искали более удобные и качественные офисные
пространства. Сегодня же причина переездов в подавляющем большинстве
случаев иная: максимально оптимизируя расходы, предприятия сокращают не
только сотрудников, но и арендуемые площади. Не секрет, что
значительное число арендаторов пересматривает свои взгляды на аренду
помещений, переезжая в офисы классом пониже».
— С ростом числа переездов спрос на перевозчиков увеличивается, однако
к профессионалам обращаются лишь крупные компании, переезжающие из
одного офиса в другой, — свидетельствует гендиректор «МИЭЛЬ —
Коммерческая недвижимость» Андрей Бушин. — Мелкие же фирмы предпочитают обходиться своими силами — или пользуются услугами «частников».
Татьяна Громак («Деликатный переезд») не скрывает: «В условиях
снижения покупательской способности конкуренция с «частными»
перевозчиками возрастает. В основном это касается квартирных переездов,
хотя и в сегменте офисных нарастает конкуренция между профессиональными
компаниями».
— Мы внимательно анализируем рынок мувинговых услуг и смежные рынки,
влияющие на спрос, так что с полной уверенностью можем говорить, что в
2009 году кризис вовсе не будет способствовать росту спроса в этой
сфере деятельности, — ставит диагноз Татьяна Громак. — Многие компании будут пользоваться услугами непрофессиональных перевозчиков или обходиться собственными силами.
Чем в таком случае могут привлечь новых клиентов «белые» игроки рынка
мувинга? Первый и главный аргумент, который приводят профессионалы, —
это надежность и гарантии качества переезда, которые отличают солидных
перевозчиков от маленьких конкурентов. «Мы обеспечиваем сохранность
вещей, осуществляем перевозку от двери до двери, гарантируем сроки и
качество выполнения заказов», — гордо перечисляет достоинства
профессиональных поставщиков услуг Яна Ишутина. Однако Екатерина Пазяк
из Praedium уточняет: даже с самой именитой и дорогой компанией переезд
вряд ли обойдется без накладок. Хотя, разумеется, в случае найма пары
«газелей» и нескольких мужичков в засаленных спецовках риски потерь
существенно возрастают.
Другой козырь профессиональных мувинговых компаний — налаженные связи с
представителями рынка недвижимости, прежде всего риелторами и
консультантами, которые (часто на комиссионных условиях) формируют
поток клиентов. «Мы постоянно взаимодействуем с брокерскими компаниями,
мебельными фабриками и другими предприятиями, которые могут помочь нам
привлечь клиентов», — поясняет Яна Ишутина. «Сотрудничество брокерских и мувинговых компаний возможно, — признает директор по развитию Praedium Руслан Суворов.
— Чаще всего вознаграждением брокера является часть оплаты услуг
мувинговой компании. Скорее всего, это выгодно, поскольку предложения
поступают именно от них».
И все-таки для того, чтобы не потерять «колеблющихся» заказчиков, владельцы мувинговых компаний все чаще идут на снижение цен. Марат Абдулин заявляет, что его компания «вынуждена следовать общерыночным трендам», что выразилось в снижении цен на 30%. По данным Яны Ишутиной,
в IMW прайс-листы пока не переписывали, однако компания уже готова к их
коррекции: «Естественно, мы не можем опускать цены на свои услуги ниже
себестоимости. Пока держим цену на прежнем уровне, но в перспективе —
из-за нестабильной экономической ситуации — нам неизбежно придется ее
снижать».
По расчетам Марата Абдулина, стоимость услуг мувинговых
компаний при перевозке небольшого офиса составляет сегодня около 750
рублей за кубометр. Чем крупнее заказ, тем ниже цена. В случае особо
крупных переездов стоимость может опускаться до 500 рублей за кубометр
груза — с учетом общего снижения цен на услуги. По расчетам, одно
рабочее место сотрудника, загруженное в кузов, занимает минимум 4
кубометра. В итоге переезд офиса на 10 рабочих мест обойдется примерно
в 30 тысяч рублей, причем доход мувинговой компании (без учета
постоянных издержек) составит лишь 9 тысяч. Впрочем, у международных
компаний, позиционирующих себя в качестве поставщиков услуг
премиум-класса, стоимость работ пока раза в полтора выше. Вопрос —
надолго ли.
Между тем общение «Бизнес-журнала» с «серыми» перевозчиками
свидетельствует: снижать цену они даже не собираются. То ли по привычке
живут сегодняшним днем, не думая о перспективах, то ли действительно не
опасаются падения спроса. «Частные перевозчики были, есть и будут
всегда, — разводит руками Марат Абдулин
(Курье.ру). — Мало того, именно их сегмент меньше всего пострадает от
кризиса. А вот небольшие и мелкие компании рискуют уйти «в минус» и
покинуть рынок. Выживут только сильнейшие, которые станут еще сильнее».
С таким выводом согласна и Яна Ишутина (IMW): небольшим
компаниям, не обладающим серьезной базой клиентов и контактов, будет
нелегко. А некоторым, возможно, и вовсе придется уйти с рынка. Зато у
крупных игроков, которые переживут кризис, появятся возможности для
найма оставшихся без работы высококлассных упаковщиков
(профессиональные муверы терпеть не могут, когда их сотрудников
называют грузчиками!) на менее высокие зарплаты.
Миф о том, что мувинговые компании первыми наживутся на кризисе, не
находит подтверждений. Напротив, в этом сегменте наблюдается то же
самое, что и на других рынках: мобильный «планктон» и тяжеловесы,
скорее всего, переживут смутные времена, а вот перевозчикам средней
руки придется несладко. «Средних» клиентов у них, по всей видимости,
уведут сильные конкуренты, тогда как «народные» во всех смыслах заказы
явно достанутся моторизованным частникам. Похоже, даже поставщики
коробок и прочего упаковочного материала, используемого при переездах,
заработают на вынужденных офисных переселениях больше, чем сами муверы.
Характерные представители российского рынка мувинга - Частные
перевозчики. Самый обширный сегмент рынка. Типичные представители —
физические, и лишь в редких случаях юридические лица, владеющие одной,
максимум тремя «газелями» и продвигающие свои услуги в Интернете,
бесплатных рекламных газетах, на заборах и уличных фонарных столбах.
Это скорее «самозанятость», чем бизнес в полном смысле слова. В
большинстве случаев штат «компании» ограничивается родственниками и
друзьями-приятелями. Работают такие перевозчики преимущественно в
сегменте квартирных переездов.
- Российские мувинговые компании. Характерный портрет: небольшой
штат наемных сотрудников, собственный офис, автопарк в собственности
или лизинге, а также несколько бригад упаковщиков. Акцент в работе
делается на офисные переезды, а также работу с собственником и
арендаторами дорогой жилой недвижимости.
- Международные мувинговые компании. Элита рынка. Компании,
работающие по всему миру, занимаются не только перевозками внутри
страны, но и организацией международных переездов — как физических, так
и юридических лиц. Стоимость услуг высока, но и качество работы на
уровне.
|